Школьный этнографический музей в образовательном процессе.

В последнее время интерес к народной культуре, её возрождению, сохранению и развитию проявляется не только у взрослых, но и у молодёжи. И это здорово! Ведь духовное, нравственное воспитание личности школьника – важная задача современной школы и общества. В школе села Опеченский Посад работе по изучению народной культуры уделяют огромное внимание. Причём не на словах, а на деле. В 2005 году при школе был создан этнографический музей, который играет огромную роль в образовательном процессе. Здесь собран богатый и разнообразный материал.
Идея о создании этнографического музея была изначально озвучена Борисом Семеновичем и Альбиной Алексеевной Евстигнеевыми. Работая учителями истории в школе, они занимались еще и сбором экспонатов для музея, которые размещали в учебном кабинете. Школой была проведена большая поисковая работа, которая объединила педагогов, учеников и жителей Опеченского. Со временем места в классе стало маловато и в 2004 году тогдашний учитель по труду Александр Николаевич Яковлев договорился и вместе со своими учениками – старшеклассниками перевез из соседней деревни дом, в котором раньше был магазин. Дружно собрали и установили его на пришкольном участке. Нынешний школьный преподаватель истории Светлана Максимова, когда была маленькой, тоже ходила в экспедиции с учителями и собирала экспонаты. В музее, в основном, собраны предметы крестьянского и мещанского быта: домашняя утварь, рогачи, ступа, утюги, сечка, прялки – всё, что применяется для ведения домашнего хозяйства. В «чистой» половине крестьянского дома всегда был «Красный угол». Там стояли скамьи, стол, висели иконы. Весь дом был украшен вышитыми рушниками, на кроватях — подзоры, косячковые (лоскутные) одеяла, на стенах «одетые в рушники» портреты. Подобные экспонаты представлены и в нашей коллекции. Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда: кольчуга, амбарные замки, лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты, предметы упряжи, колеса от телеги, хомуты, каска пожарного, гармони, а также женского рукоделия: прялка, веретёна, ткацкий станок, керосинки, косы, блюдо деревянное — на подобном Золушка из сказки зерно перебирала. Гордостью и ценностью музея является «Русская печка», которую своими руками сложил Александр Николаевич. Когда шестиклассники начинают изучать историю Древней Руси, мы в музее рассказываем им для чего это все употреблялось – делится Светлана Николаевна
Образовательная деятельность музея ценна еще и тем, что учащиеся во время экскурсии не просто получают разнообразную информацию, но и могут удостовериться в подлинности предметов старины. В музеях экспонаты трогать нельзя, а в школьном этнографическом музее ребята не только их потрогают, но и попробуют в деле — ухватом поставят чугунки в печку, подержат утюги. С их помощью ребята смогли узнать в чем в древности готовили еду и как вели хозяйство люди, как выглядела старинная посуда, одежда, обувь, при помощи каких орудий обрабатывали землю, как проходила жатва и многое другое.
Все предметы в экспозициях подлинные. Старое уходит, но его нужно знать и беречь! – уверена педагог. Ещё один из экспонатов, который привлекает внимание – медный самовар с большой трубой. Он установлен возле печки и как бы является ее составной частью. Со слов Светланы Николаевны, у девочек вызывает интерес коромысло. Никто из них не представляет даже как с его помощью носили воду. Этнографический музей дорог для школы, он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков. Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего. Но есть и проблема — помещение музея не отапливается, здесь особенно холодно зимой. Сырой, влажный холодный воздух разрушает бесценные музейные артефакты. Однако, безвыходных ситуаций не бывает. Будем надеется, что после публикации музею обязательно будет оказана помощь. Тем более, что коллектив этого достоин!