Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще склоняются к использованию музейного материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитанию уважения к культуре и истории родного края, поэтому общество и школа обращаются к активному звену в сфере образования и воспитания личности – музею.
О роли музея в воспитательном процессе молодого поколения в Передской школе задумались 22 года назад. В марте 2001 года здесь распахнул свои двери музей Учителя. Такое название он получил не случайно, ведь как бы ни менялась жизнь, главным человеком в школе всегда был и остается учитель. В случае Передской школы, это еще и то, что многие ее выпускники получили профессию учителя. Поэтому здесь решили, что их школа – «кузница педагогов». Мысль организовать музей пришла тогдашнему директору школы Анатолию Федорову. Он организовал сбор материала, продумал форму музея, стимулировал педагогов на его создание. С тех пор здесь по крупицам собирают материал о богатом опыте учителей и администрации школы в разные периоды ее функционирования
В этом году школа отмечает свое 150 – летие. Наверное, немногие учебные заведения имеют такую богатую историю . Информация обо всем собрана в школьном музее. Хранительница музея Учителя педагог Светлана Михайловна Эйхнер проводит здесь обзорные и тематические экскурсии и рассказывает обо всех значимых событиях школьной жизни. Хранится здесь и документ свидетельствующий об истоках создания школы.
Старшие школьники часто вовлекаются в организацию и проведение музейных мероприятий. Здесь создан музейный кружок, где дети собирают и формируют материал по темам в отдельные папки. Приглашаются в музей и взрослые, чтобы они задумались о том, как воспитывать нынешнее поколение, используя традиции прошлой школы.
В настоящий момент в школьном музее открыты 25 постоянных экспозиций различной тематической направленности. Одна из самых значимых под названием «Этапы большого пути» – посвящена школе. В ней отражена информация о развитии и становлении школы с момента первого упоминания о ней в 1873 году до настоящего времени, о ее первых учителях, попечителях, законоучителях Передская школа всегда славилась трудовым обучением. В музее есть раздел, посвященный совместной работе колхоза «Россия» и школы, имевшей тесную связь с колхозом. Этому содружеству посвящена экспозиция «Производственная бригада». В школе была разработана четкая система трудового воспитания и профориентации: учащиеся работали на полях колхоза, проходили производственную практику на тракторах и фермах, посещали сельскохозяйственные кружки, которые вели специалисты колхоза «Россия». В стенах музея обсуждают проблемы современной педагогики и изучают опыт и наследие прошлых поколений. В коллекции музея очень много материалов, которые используются учителями по разным предметам: истории, литературы, географии, внеклассных мероприятий. Среди них документ за 1887 год «Очерк народного образования», в котором описана история Передской школы, здесь же хранится Устав школы за 1970 год. Учителю в музее отведена особая роль – несколько экспозиций посвящено именно педагогам, которых помнят и любят их ученики. Антонина Бердова закончила Передскую школу более полувека назад, а своих учителей помнит до сих пор/ Значительное внимание уделяется музеем сбору информации по истории «школьных династий»/ Особое место в коллекции музея занимает экспозиция «Живу я в маленькой деревне», посвященная местному поэту Евдокиму Русакову. Сегодня школьный музей это не просто собирание материалов, это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания учащихся, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности.